Где можно выучиться на инструктора по скалолазанию. Тренеры

Люди всегда стремились к приключениям и получению новых ощущений. Если Вы всегда хотите быть быстрее, выше и сильнее, то покорение скал – это Ваш вид спорта. Скалолазание – это страшно и опасно, но все же очень увлекательно, ведь занятие им позволяет человеку узнать предел своих физических возможностей.

Скалолазание как самостоятельный вид спорта появилось лишь в середине 20-го века, но на самом деле оно имеет такой же возраст, как и альпинизм. Элементы скалолазания всегда имели место при походе в горы. По началу покорение скал не нашло большого числа поклонников, но совершенствование снаряжения, а также увеличение высоты и сложности подъемов позволило этому спорту стать очень популярным в последующие годы.

Грамотный специалист – залог успеха

Так же, как и альпинизм, скалолазание – очень опасный вид спорта. Чтобы не травмировать себя, Вам понадобится персональный инструктор по скалолазанию. Индивидуальный тренер – это бывший спортсмен, который знает все тонкости этого вида спорта. Он не даст Вам совершить ошибок, которые могут иметь очень неприятный исход. Чтобы подобрать себе индивидуального инструктора, воспользуйтесь нашим интернет-порталом.

Управление альпинистских лагерей проводит программу, предназначенную как для частных лиц, так и для гидов турфирм, сотрудников МЧС, региональных агентств и служб Минобрнауки и Росмолодежи, заинтересованных в допрофессиональной подготовке молодежи к получению профессий «инструктор альпинизма», «инструктор горного туризма». Программа предназначена также для вузов и учреждений, занимающихся обучением и подготовкой специалистов для индустрии туризма.

Программа предполагает поэтапную подготовку группы к получению квалификации «инструктор-методист по альпинизму». Предполагает индивидуальный подход к подготовке и отбор перспективных кандидатов для дальнейшей подготовки в Школе инструкторов альпинизма.

Ближайшая Школа инструкторов состоится с декабря 2017 по январь 2018 года , во время Новогодней смены (в течение 3 недель).

требования к кандидатам

минимальные требования на дату подачи заявления на обучение на инструктора-методиста 3 категории

Возраст : 19 лет

Членство в ФАР : не обязательно

Восходительский стаж с даты первого восхождения, подтверждённый записями в «Книжке альпиниста»: 3 года

Спортивный разряд : второй с превышением

Опыт восхождений (не менее) : 20 в трёх горных районах

скальных, или комбинированных 3*1Б, 1*2А, 1*2Б, 2*3А, 1*3Б, 1*4А

комбинированных и ледовых (к), одно из которых зимнее (з) 1*2Акз, 1*2Бк, 1*3Ак, 1*3Бк, 1*4Бк

руководство (р), кроме восхождений в двойке 1*2Ар, 1*2Бкр, 1*3Ар, 1*3Бкр

в двойке (д) 1*4Акд, 1*4Бд

Наличие зачетов, экзаменов, сертификатов :

Правила проведения альпинистских мероприятий зачет

Первая медицинская помощь зачет или сертификат

СР подручными средствами зачет

СР на скальном и ледовом рельефе в малой группе экзамен или сертификат

Лавинная безопасность экзамен или сертификат

Допуск на первое восхождение 4 к.с. в двойке: экзамен

Уровень лазания с нижней страховкой на естественном рельефе с организацией собственных станций и точек страховки:

Медицинский допуск : к занятиям альпинизмом без ограничений

Страховка : ОМС, страховка от НС на время нахождения в горах

Знание иностранного языка : только для работы с группами иностранцев

Учебная программа

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов
1. Теоретическая подготовка инструкторов 31,5
1.1. Нормативные документы ФАР 3
1.1.1. Основные руководящие документы ФАР. Правила проведения альпмероприятий. Положение об инструкторах альпинизма. Положение о стажировке 1
1.1.2. Учебные Программы подготовки альпинистов этапов НП и СП. Отличие в содержании и методике обучения 1
1.1.3. Юридические аспекты в работе инструктора 1
1.2. Педагогика, методика, технология и психология обучения 11
1.2.1. Общие вопросы педагогики 1,5
1.2.2. Методика и технология обучения в альпинизме. Критерии оценки действий участников. Основные компетенции инструктора методиста III категории 2
1.2.3. Методика проведения и План учебного практического урока. Повышение эффективности практического урока 1
1.2.4. Методика проведение разборов учебно-тренировочных занятий и восхождений 0,5
1.2.5. Лидерские качества инструктора, его роль, цели и задачи в обучении альпинистов. Ошибки и психологические аспекты в работе инструктора 2
1.2.6. Психология инструктора и участников в условиях НС. Человеческий фактор как причина НС. Порядок действий инструктора и группы при НС 2
1.2.7. Проведение лекции/презентации на заданную тему 2
1.3. Безопасность и оказание помощи в горах 10
1.3.1. Организация спасательной службы в горах. Работа поисково-спасательной службы (МЧС). Взаимодействие АМ с МЧС 1
1.3.2. Первая помощь при НС в горах. Аптечка инструктора. Оказание первой помощи. Повязки, иммобилизация, СЛР 6
1.3.3. Профилактика травм и заболеваний альпинистов 1
1.3.4. Лавинная подготовка инструктора. Оценка лавинной опасности и выбор безопасного пути движения 2
1.4. Сопутствующие темы 2,5
1.4.1. Элементы топографии и ориентирование в горах. GPS навигация 1
1.4.2. Организация и ведение радиосвязи в горах. Используемые радиостанции 1
1.4.3. Содержимое рюкзака инструктора 0,5
1.5. Страховочное снаряжение и нагрузки в страховочной цепи 5
1.5.1. Стандартизация, сертификация, испытания, хранение и выбраковка страховочного снаряжения 1
1.5.2. Механика страховки. Фактор рывка. Нагрузка на верхнюю точку. Силовые нагрузки и воздействия на страхующего 2
1.5.3. Теоретические основы организации страховочных станций 1
1.5.4. Механика полиспастов. Фактор тяги 1
2. Методическая подготовка инструкторов. Практические занятия и методические уроки 134,5
2.1. Модуль ТМ-1. Страховка, самостраховка и работа с веревкой 20,5
2.1.1. Проверка и выбраковка страховочного снаряжения, ревизия и подготовка личного снаряжения курсантов к занятиям 1
2.1.2. Нижняя и полная ИСС. Одевание, подгонка, блокировка и опробывание ИСС. 1
2.1.3. Импровизированная ИСС. Развеска снаряжения. Присоединение основной веревки и самостраховки к ИСС 1
2.1.4. Основные Узлы, применяемые в альпинизме. Бухтовка и переноска веревки 1
2.1.5. Виды и особенности организации страховочных станций (на стенде) 1,5
2.1.6. Силы и нагрузки в страховочной цепи. Страховочный стенд. 1
2.1.7. Простейшие способы страховки: через поясницу, за выступ, через петлю-карабин+UIAA 1
2.1.8. Страховка через страховочное устройство АТС. Верхняя и нижняя страховка 1
2.1.9. Передвижение по вертикальныи, горизонтальныим и наклонным перилам: на двух схватывающих узлах, на АТС + схватывающий узел, на жюмарах и скользящем карабине. 4
2.1.10. Освобождение от страховки (перенос нагрузки на станцию после срыва партнера) 2
2.1.11. Спуск по веревке на узле UIAA с прусиком и на АТС с прусиком. Спортивный спуск 2
2.1.12. Организация и использование перил на простом рельефе 1
2.1.13. Переход от страховки АТС в режиме «Автоблок» к спуску на узле UIAA c подстраховкой схватывающим узлом 1
2.1.14. Укорачивание веревки для передвижения по различному рельефу 1
2.1.15. Техника короткой веревки 1
2.2. Модуль ТМ-2. Скальный рельеф 28
2.2.1. Скальное страховочное снаряжение, его характеристики, правила и рекомендации по применению. Установка точек страховки и организация страховочных станций на скальном рельефе 4
2.2.2. Основы скалолазания в горах. Гимнастическая страховка. Организация верхней страховки. Лазание с верхней страховкой 4
2.2.3. Нижняя страховка. Лазание с нижней страховкой на подготовленных маршрутах. Образцовый урок. 4
2.2.4. Одновременное и попеременное движение связки, подъемы и спуски по простому скальному рельефу 1-3 к.т. 4
2.2.5. Взаимодействие связок на простом скальном маршруте. Различные схемы взаимодействия 2
2.2.6. Спуск группы с продергиванием веревки 2
2.2.7. Мультипитчевое лазание на подготовленных и неподготовленных маршрутах 8
2.3. Модуль ТМ-3. Спасательные работы в горах 23
2.3.1. Транспортировка пострадавшего подручными средствами силами одного и двух человек 2
2.3.2. Транспортировка пострадавшего группой. Вязка носилок, передвижение с пострадавшим 2
2.3.3. Спуск на веревке легко пострадавшего без сопровождения с наращиванием 1
2.3.4. Подъемы с помощью полиспастных систем: «3: 1» и «5:1» c различными БОХ (работа в двойке). Ассистированный подъем 8
2.3.5. Организация спасательных работ силами учебного отделения 4
2.3.6. Организация спасения лидера после срыва 4
2.3.7. Снятие пострадавшего с перил на спуске или на подъеме 2
2.4. Модуль ТМ-4. Движение группы на подходах 14
2.4.1. Передвижение по тропам, травянистым склонам, моренам и осыпям 4
2.4.2. Радиосвязь в горах 1
2.4.3. Ориентирование, планирование и управление движением группы на подходах 2
2.4.4. Организация бивуаков, укрытий, вынужденных ночевок на различном горном рельефе 1
2.4.5. Переправы через горные реки. Методика организации навесной переправы 6
2.5. Модуль ТМ-5. Ледовый рельеф 21
2.5.1. Передвижение по льду без кошек. Рубка ступеней 2
2.5.2. Надевание и подгонка кошек. Разминка и контроль крепления кошек 2
2.5.3. Передвижение по ледовому рельефу крутизной 15-30 градусов в кошках с использованием ледоруба 1
2.5.4. Передвижение по ледовому рельефу крутизной 30-50 градусов в кошках с использованием ледоруба 2
2.5.5. Передвижение по ледовому рельефу крутизной 50-90 градусов в кошках с использованием ледоруба и ледовых инструментов с верхней страховкой 4
2.5.6. Организация точек и станций страховки на льду: ледобур, проушина, столбик 2
2.5.7. Движение связки с одновременной страховкой по открытому/закрытому леднику 2
2.5.8. Движение связки с попеременной страховкой по ледовому рельефу
2.5.9. Спуск группы по ледовому рельефу с продергиванием 2
2.5.10. Вытаскивание из трещины в двойке - полиспаст 3:1; 5:1 3
2.5.11. Вытаскивание из трещины в тройке - полиспаст 2:1; 6:1 2
2.5.12. Самовылаз из трещины. 1
2.6. Модуль ТМ-6. Снежный рельеф 17
2.6.1. Передвижение по снежному рельефу. Подъем елочкой, зигзагом, траверсом, в три такта. Спуск спиной к склону, лицом к склону 2
2.6.2. Организация станций и способы страховки на снегу: 1 ледоруб, 2 ледоруба, лопата, снежный якорь, рюкзак, «сиденье в снегу» и их опробывание 6
2.6.3. Передвижение связки со сменой ведущего и взаимодействие связок на подъеме и спуске по снежному рельефу различной крутизны 2
2.6.4. Самозадержание на снегу из разных положений. Глиссирование 3
2.6.5. Лавинная подготовка инструктора. Оценка лавинной опасности и выбор пути безопасного пути движения 4
2.7. Модуль ТМ-7. Организация и проведение учебных восхождений 11
2.7.1. Разработка тактического плана, составление маршрутной документации и выпуск на учебное восхождение 1
2.7.2. Учебное восхождение на вершины 1Б - 2Б к.с. 10
3. Консультации, зачеты, экзамены 34
3.1. Зачет по оказанию первой помощи пострадавшему 1
3.2. Оценка за текущую успеваемость в процессе обучения 0
3.3. Оценка за презентацию на заданную тему 0
3.4. Зачет по управлению группой, передвижению на подходах, радиосвязи, ориентированию 0
3.5. Зачет по проведению методических уроков по снежной технике 8
3.6. Зачет по учебно-методическому восхождению 0
3.7. Экзамен по проведению методических уроков этапов НП и СП (страховка и скальная техника) 6
3.8. Экзамен по проведению методических уроков по ледовой технике 8
3.9. Письменный экзамен по теории альпинизма 4
3.10 Устный экзамен в виде собеседования по общим вопросам альпинизма 1
3.11. Консультации 6
ВСЕГО: 200

"Скалолазание не шахматы, здесь думать надо". Народная скалолазная поговорка.

Чем уникально скалолазание? Ну, во-первых самой своей сутью. Человек, привыкший двигаться по горизонтали, может удивительным образом удерживаться не только на вертикальной поверхности, но и наклоненной в его сторону (т.н. нависание). Здесь требуется сила, выносливость, решительность, энтузиазм, а также довольно специфичная техника, основанная на понимании физики и механики. Ограничений по возрасту и исходной физической форме практически нет, и, хотя скалолазание относится к экстремальным видам спорта, вероятность получения травм находится на довольно низком уровне. Скалолазание формирует тело особым образом, такого рельефа сложно добиться, просто тягая гантельки в зале.

При этом сам процесс тренировки более напоминает творческий процесс, чем монотонную физическую “работу над фигурой”. Добавим сюда культуру общения между скалолазами, дружелюбность и взаимовыручку и получим практически идеальную среду для так называемого “активного отдыха”. Профессиональное и любительское скалолазание - динамично развивающееся направление в спорте, на сегодняшний день существует неимоверное количество скалолазных фестивалей и соревнований самого разного уровня, на которые можно запросто съездить на выходные, посмотрев на других и показав себя. Скалолазные кластеры разбросаны по всему миру, оседлать непослушную скалу можно в Тайланде, Индии, Африке, Европе, Южной Америке. Вам будут искренне рады люди самых разных национальностей, религиозных и политических взглядов, потому что скалолазание, это больше чем просто спорт - это взгляд на мир.

С чего начать?

Если вы раньше не занимались скалолазанием и первый раз пришли на скалодром, знакомство с этим видом спорта стоит начать с Триала или Вводного занятия.

Триал (по предварительной записи) - непродолжительная тренировка, которая включает в себя короткую разминку и три пробных подъема по высокой стене со страховкой под руководством инструктора. Продолжительность занятия зависит от способностей лазающего, обычно составляет около 30 минут . Занятие может проходить в группе до 5 человек. Триал подойдет для тех, кто пришел первый раз, ограничен по времени и хочет просто попробовать свои силы.

Вводное занятие (по предварительной записи) включает разминку, инструктаж по технике безопасности и основам скалолазания, пробные подъемы на высокой стене и лазание без веревки (боулдеринг) в основном зале. В ходе вводного занятия инструктор знакомит вас с двумя видами скалолазания, объясняет базовые движения на стене, страхует вас с веревкой, показывает трассы для боулдеринга. Вы попробуете свои силы на высоте и получите массу новых и ярких впечатлений! Продолжительность занятия с инструктором составляет 1 час 15 минут для взрослых и 1 час для детей. Занятие может проходить в группе до 5 человек. По окончании занятия с инструктором, взрослые могут продолжить лазать боулдеринг вплоть до закрытия. Дети до 18 лет могут продолжить лазание только вместе со взрослыми, которые также проходили вводное занятие.

Составление программы тренировок для новичков (по предварительной записи) – это подробная консультация тренера о плане тренировок для тех, кто хоть раз попробовал скалолазание. Если вы только начали заниматься и не знаете, куда двигаться, – вам потребуется помощь тренера. Конечно, мы рекомендуем регулярно посещать групповые занятия. Но если по каким-то причинам вы не можете или не хотите этого делать сразу, обратитесь за разовой консультацией тренера. В рамках одного занятия вы узнаете самое необходимое для начала самостоятельных тренировок. Вы получите рекомендации по качественной разминке, подбору снаряжения и одежды для занятий, познакомитесь с базовыми упражнениями на технику, получите консультации по упражнениям на тренажерах скалодрома, включая специализированные скалолазные тренажёры. Занятие может проходить в группе до 4 человек, продолжается 2-3 часа и включает оценку уровня лазания, самостоятельную работу на скалодроме и тренажерах под присмотром тренера, предоставление рекомендаций и комплекса тренировочных упражнений для дальнейшей работы. Консультации проводят опытные тренеры скалодрома LimeStone. Прокат необходимого снаряжения включен в стоимость.

Спортивное скалолазание – увлекательное преодоление специальных трасс на скалодромах, имитирующих настоящие горы. Данный вид спорта отлично подходит для хобби, начальной подготовки к более сложному и опасному альпинизму, а также для осуществления полноценной спортивной деятельности. С 2010 года МОК включил данный вид спорта в программу летних Олимпийских игр, что значительно повысило спрос на персональных тренеров по спортивному скалолазанию.

Занятия на скалодромах с инструктором

Спортивное скалолазание требует ловкости, хорошей физической подготовки, а также знания правильной техники передвижения по трассам. Работа с индивидуальным инструктором позволяет более эффективно усвоить все правила безопасности, получить знания о снаряжении и способах его использования, научиться преодолевать препятствия, а также развить выносливость, силу, умение держать равновесие и другие навыки. Подготовка дополнительно включает психологическую работу со спортсменом, призванную мотивировать его на преодоление сложностей и достижение целей.

Только персональный инструктор может качественно подготовить к соревнованиям по любым дисциплинам, включая многоборье, боулдеринг, а также состязания на скорость или способность покорить особо трудные трассы. Сегодня найти индивидуального тренера по спортивному скалолазанию и другим видам спорта очень просто благодаря нашему интернет-ресурсу, на котором представлены данные об инструкторах из разных городов.

Вверх